Искусство изменит мир к лучшему

Статьи

Статьи » Литература

Россия прощается с Александром Солженицыным

Чем для Вас являются стихи?

ГолосоватьДругие опросы

Литература Россия прощается с Александром Солженицыным

Россия прощается с великим писателем, мыслителем и гражданином Александром Солженицыным. Россия прощается со своей совестью, честью, со своим великим пророком. Александр Исаевич скончался у себя дома в воскресенье, 3 августа, в 23:45 по московскому времени. Причиной смерти писателя стала острая сердечная недостаточность.


Александр Исаевич Солженицын родился на Северном Кавказе в Кисловодске. Родители Солженицына были выходцами из крестьян, но получили неплохое образование. Когда началась первая мировая война, отец Александра, Исай Солженицын, ушел из Московского университета добровольцем на фронт, трижды награждался за храбрость и погиб на охоте за полгода до рождения сына. Чтобы прокормить себя и Александра, мать Александра Исаевича, Таисья Захаровна (урожденная Щербак), после смерти мужа пошла работать машинисткой, а когда мальчику исполнилось шесть лет, переехала с сыном в Ростов-на-Дону.

Солженицын изучал математику и физику в Ростовском университете, который и закончил перед началом войны между нацистской Германией и Советским Союзом, кроме того, в 1941 г. закончил заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве. После окончания университета Солженицын работал учителем математики в ростовской средней школе до мобилизации в армию. Из-за ограничений по здоровью попал в обоз и лишь потом, после ускоренного курса артиллерийского училища, с весны 1943 по февраль 1945 командовал артиллерийской батареей, пройдя путь от Орла до Восточной Пруссии. Был награжден орденами Отечественной войны (1943), Красной Звезды (1944) и произведен в капитаны. 9 февраля 1945 года его арестовала фронтовая контрразведка за критические замечания о Сталине, высказанные другу в письмах, перлюстрированных военной цензурой. Трибунал (пресловутая «тройка») приговорил его за антисоветскую агитацию и пропаганду к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

В течение года Александр Исаевич Солженицын находился в московской тюрьме, а затем был переведен в Марфино, в специализированную тюрьму под Москвой, где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования. Позже Солженицын признался, что диплом математика, по существу, спас жизнь, поскольку режим в марфинской тюрьме был не в пример мягче, чем в других советских тюрьмах и лагерях.

5 марта 1953 г. (день смерти Сталина), после окончания срока, Солженицын был административно отправлен на «вечное ссыльно-поселение» в аул Кок-Терек в Южном Казахстане. Там у будущего писателя был обнаружен рак желудка. Его считали обреченным. Однако, Солженицын прошел в ташкентском госпитале успешную лучевую терапию и выздоровел. До 1956 г. он жил в ссылке в различных районах Сибири, преподавал в школах, а в июне 1957 г., после реабилитации, поселился в Рязани, где также работал учителем математики в средней школе.

В 1956 г. H.C.Хрущев начал кампанию десталинизации, борьбы с «культом личности» Сталина, который, по некоторым подсчетам, с начала 30-х гг. уничтожил и репрессировал более 10 млн. советских людей. Хрущев лично санкционировал публикацию повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича», увидевшей свет в 1962 г. в журнале «Новый мир». Написанная в реалистическом ключе, живым, доступным языком первая книга писателя рассказывает об одном лагерном дне главного героя, заключенного Ивана Денисовича Шухова, от имени которого ведется повествование. Повесть была восторженно принята критикой, сравнившей «Один день» с «Записками из Мертвого дома» Достоевского.

Годом позже Солженицын опубликовал в «Новом мире» несколько рассказов, в т.ч. «Случай на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела». Писателя даже выдвинули на Ленинскую премию по литературе за 1964 г., однако награды он не получил, а после освобождения H.С.Хрущева с занимаемых постов его и вовсе перестали печатать. Последним опубликованным в СССР произведением стал рассказ «Захар-Калита» (1966).

Наружу конфликт с властью выплеснулся открытым «Письмом IV-му сьезду советских писателей», в котором Солженицын потребовал ликвидации цензуры, реабилитации многих писателей, уничтоженных во время репрессий, и возврата его личного архива, конфискованного КГБ в 1965 году. В 1969 он был исключен из Союза писателей СССР.

Романы «В круге первом» (1968) и «Раковый корпус» (1968…1969) попадают на Запад и выходят там без согласия автора, что только усугубляет и без того тяжелое положение Солженицына на родине. Писатель отказался нести ответственность за публикацию своих произведений за границей и заявил, что власти способствовали вывозу рукописей из страны, чтобы был предлог для его ареста.
«В круге первом» (в заглавии содержится аллюзия на первый круг дантова ада) - роман по преимуществу сатирический, действие которого происходит в специализированном институте-тюрьме Маврино, аналоге того, где в конце 40-х гг. содержался сам писатель. Многие западные критики высоко оценили роман за широкую панораму и глубокий, непредвзятый анализ сталинской действительности.

Второй роман писателя, «Раковый корпус», также носит автобиографический характер: герой романа, Русанов, как в свое время и сам автор, лечится от рака в среднеазиатской провинциальной больнице. Хотя в «Раковом корпусе» заметны и политические акценты, главная тема романа - борьба человека со смертью: писатель проводит мысль о том, что жертвы смертельной болезни парадоксальным образом добиваются свободы, которой лишены здоровые люди.

В 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Узнав о присуждении ему премии, писатель немедленно заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако, как и 12 лет назад, когда Нобелевской премии был удостоен другой русский писатель, Борис Пастернак, советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, опасаясь, что после выезда он не сможет вернуться на родину, с благодарностью принял высокую награду, однако на церемонии награждения не присутствовал. В речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров отметил, что произведения Солженицына свидетельствуют о «несокрушимом достоинстве человека». Памятуя о преследовании писателя на родине, Гиров также сказал: «Где бы, по какой бы причине человеческому достоинству ни угрожали, творчество Солженицына, является не только обвинением гонителей свободы, но и предупреждением: подобными действиями они наносят урон прежде всего самим себе».

В Нобелевской лекции Солженицына, опубликованной в 1972 г., содержится излюбленная мысль писателя о том, что художник - это последний хранитель истины. Нобелевская лекция заканчивается словами: «Одно слово правды весь мир перетянет».

Через год после получения Нобелевской премии Солженицын разрешает публикацию своих произведений за рубежом, и в 1972 г. в лондонском издательстве на английском языке выходит «Август четырнадцатого» - первая книга многотомной эпопеи о русской революции, которую часто сравнивают с «Войной и миром» Толстого. В «Августе четырнадцатого», по мнению американской исследовательницы Патриции Блейк, «блестяще показано воздействие войны на жизнь отдельных людей, на всю нацию в целом».

В 1973 г. после допроса машинистки КГБ конфисковал рукопись главного произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Работая по памяти, а также используя собственные записи, которые он вел в лагерях и в ссылке, Солженицын задался целью воссоздать официально не существующую советскую историю, почтить память миллионов советских заключенных, «растертых в лагерную пыль». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумеваются тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР. В своей книге писатель пользуется воспоминаниями, устными и письменными свидетельствами более 200 заключенных, с которыми он встречался в местах лишения свободы.

Вскоре после конфискации рукописи Солженицын связался со своим издателем в Париже и распорядился сдать в набор вывезенный туда экземпляр «Архипелага», который увидел свет в декабре 1973 г., а 12 февраля 1974 г. писатель был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ.

После двух лет пребывания в Цюрихе Солженицын с семьей переезжает в США и поселяется в штате Вермонт, где писатель завершает третий том «Архипелага ГУЛАГ» (русское издание - 1976, английское - 1978), а также продолжает работу над циклом исторических романов о русской революции, начатым «Августом четырнадцатого» и названным «Красное колесо», - по словам самого Солженицына «трагической историей о том, как сами русские уничтожили и свое прошлое, и свое будущее».

В 1972 г. писатель заметил, что на весь цикл «может уйти 20 лет, и я, возможно, не доживу». Со времени переезда Солженицына на Запад вокруг его имени ведется бурная полемика, а его репутация колеблется в зависимости от его высказываний. Так, в связи с его обращением по случаю присуждения ему почетной степени к студентам Гарвардского университета в 1978 г., в котором писатель осудил материализм капиталистического Запада так же резко, как и репрессии социалистического Востока, противники Солженицына назвали его «утопическим реакционером».

Произведения писателя также вызывают далеко не однозначные оценки. В 1972 г. американский критик Джозеф Эпстайн отмечал, что для Солженицына «нравственный конфликт является основой всякого действия». Рецензируя в 1972 г. «Август четырнадцатого», югославский писатель-политолог Милован Джилас писал, что «Солженицын заполняет вакуум, образовавшийся в русской культуре и сознании. Он вернул России ее душу - ту самую, которую открыли миру Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов и Горький». По мнению американского исследователя Джозефа Франка, «основной темой Солженицына является прославление нравственности, единственной возможности выжить в кошмарном мире, где только нравственность гарантирует человеческое достоинство и где идея гуманизма приобретает сверхценный характер».

В середине 90-х годов Александр Солженицын вернулся на родину. В связи с его возвращением было много надежд на то, что личность знаменитого писателя-гуманиста станет центром притяжения для всех демократических сил России. Звучали даже предложения Солженицыну баллотироваться на пост президента страны. Однако после нескольких публичных выступлений писателя оказалось, что его идеи пока остаются невостребованными обществом. Живой классик русской литературы, как и прежде, остается страстным обличителем тоталитарного режима, строгим документалистом эпохи, которая с каждым годом все дальше отдаляется в прошлое, оставаясь одной из самых трагических страниц русской истории.

В 2001 году Солженицын после десятилетнего труда опубликовал первый том своей новой книги "Двести лет вместе" - об истории евреев в России. Это научно-историческое произведение (по замыслу автора) многих представителей интеллигенции повергло в оцепенение. Им непонятно, зачем писателю понадобилось в очередной раз трогать проблему русско-еврейских отношений.

В прессе книга получила противоречивые оценки. Одни считают, что на этот раз из-под пера знаменитого писателя вышел страстный манифест «русского просвещенного почвенничества». Другие упрекают его в том, что он «слишком мягок к евреям, и ему не хватает твердости». Третьи называют книгу откровенно антисемитской. Сам же Александр Исаевич, подчеркивая объективность освещения темы, в одном интервью сказал: «Я не мог бы написать этой книги, если бы не проникся обеими сторонами».

Два года назад писатель дал интервью телеканалу Россия, с отрывками из которого можете познакомиться.

О демократии

По словам Солженицына, в России вместо подлинной демократии «образовался политический класс». «Это несколько сот человек, которые заявили, я профессиональный политик и буду заниматься политикой», - подчеркнул писатель.

По мнению писателя, в России пока нет никакой демократии.
- Демократии у нас не было. Я повторял много раз - нет у нас ничего похожего на демократию, - заявил он.

По мнению Солженицына, «у нас в стране со словом демократия упражняются многие ораторы, склоняя это слово и очень поспешно вытаскивая ее признаки взамен самой демократии». Свобода слова и печати в России существует, но «это только частный признак демократии», - убежден Солженицын. «От одного этого признака демократии не будет», - считает писатель. По его словам, залог успеха демократии в западных странах - организация работы местного самоуправления. «Мы восхищаемся демократией в западных странах потому, что у них местное самоуправление великолепно работает. Не было бы у них демократии без местного самоуправления, а мы строим демократию без местного самоуправления, нам не нужно», - сказал Солженицын.

Он подчеркнул, что «демократия не может быть насажена сверх никаким умным законом, никакими мудрыми политиками».

«Она (демократия) не должна быть насажена, как колпак. Демократия может только расти, как все растущее, как все растения, - снизу вверх. Должна быть прежде демократия малых пространств. Должно быть прежде самоуправление местное. Как начало демократии. И только потом оно уже начинает развиваться», - сказал писатель.

О политике США

По его словам, в США «более 10 лет назад появился вздорный проект - насадить демократию по всему миру». В США поняли демократию своеобразно - вмешались в Боснии, начали бомбить Югославию, потом Афганистан, затем Ирак, кто следующий, может быть, Иран, сказал писатель. «В США должны понимать, что демократию нельзя насадить, принести на штыках», - подчеркнул он.

О российском парламенте

Задав риторический вопрос: «Что такое вообще парламент и зачем он нужен?», Солженицын отметил, что это - народное представительство и оно может быть действительно народным, если избиратели знают, что делает их представитель. «Избиратели должны знать: как их представитель что делает. И как только им недовольны, отозвать его», - сказал Солженицын. «Это же естественный демократический прием - отзыв депутата. Не то делаешь - отзыв, поменяли. А у нас на четыре года выбрали, все, отдыхай Ванька, четыре года обеспечены», - заметил он.
В этом контексте писатель высказался против формирования парламента по партийным спискам и против партий. По мнению Солженицына, «всякая партия вообще ущемляет, ущербляет индивидуальность человека. Она втискивает его в программу, устав партии».

О власти

«Сбережение народа - вот главная задача, которая должна стоять перед властью. Каждый ее шаг должен быть направлен именно на это», - считает лауреат Нобелевской премии. Говоря о власти на местах, Солженицын резко критиковал саму идею выборов губернаторов. «На выборах (губернаторских) все решали деньги, подкуп, обман, а в некоторых местах - просто мафия, просто криминальные были выборы», - сказал писатель.

О ситуации в СНГ

Комментируя ситуацию в СНГ, писатель отметил, что ситуация на этом пространстве еще сложнее, чем в России. Вместе с тем, по словам писателя, «не дело России воспитывать страны СНГ».

«Нам самим надо быть заведомо лучшими, чтобы на нас смотрели. Мы должны лечить сначала сами себя», - заявил Солженицын.

О референдумах

Солженицын отметил важность проведения референдумов, которые являются «могучим орудием, но им надо умело пользоваться. Они крайне необходимы, но не нужно ими злоупотреблять».


5
7
Назад

Смотрите также похожие новости

Комментарии

0

0
Друг посоветовал к вам зайти Смайл - 14 Не зря. Мне нравится Смайл - 14
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

А что не так?

Электронная литература - не мутант, электронная литература - натуральное явление современного образа жизни. (Владимир Филиппов)

Сайты PARROSLAB GROUP

Опросы

Ваши предпочтения в литературе

ГолосоватьДругие опросы

Реклама

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти книги мы издавали для вас

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 728 992118 (Viber,WhatsUp,Telegram)

  • skype:parroslab.group
Медиа каталог
Обратная связь