Искусство изменит мир к лучшему

Статьи PG

Статьи

Статьи » Литература

Этот читающий мир

Чем для Вас являются стихи?

ГолосоватьДругие опросы

Литература Стив Джобс
Стив Джобс: «Вы таки думаете, что люди ещё читают???»

Безусловно, научно-техническая революция в информационном пространстве поставило вполне резонный вопрос, который тем более резонно прозвучал из уст одного из отцов этой самой революции. Но вопрос, скорее, даже не совсем в том, читают ли люди - вопрос в том, покупают ли люди то, что можно сегодня бесплатно найти в сети.


На эту тему года полтора назад рассуждал на страницах «Компьютерры-онлайн» Антон Нехаенко. Сегодня она не менее актуальна и мы решили его статью разместить на нашем сайте.
___________________

Среди постоянных читателей "Компьютерры-онлайн" к распространяемому через Сеть легальному контенту достаточно скептическое отношение - действительно, зачем платить за то, что на раз-два-три можно взять в торрентах? Впрочем, подобное отношение характерно для куда более широкой прослойки нашего общества - практически для всех, кто понял, как управляться с торрентами. Гиганты индустрии контента это понимают, и в основном обходят наш рынок стороной, лишь изредка делая робкие шажочки внутрь, чисто в экспериментальных целях.

Но несмотря на существование таких вот «островков Свободы» общемировая картина движется именно к, извините за упоминание, iTunes-подобной модели, причем, видимо, с ориентацией преимущественно на мобильные платформы - захотелось послушать, достал, нажал кнопку - купил, скачалось, тут же послушал. То же самое и с фильмами, клипами, сериалами. Однако, тут надо заметить, что все перечисленные категории занимают ключевые позиции в сложившейся категории потребления, в то время как книги, о которых сегодня и пойдет речь, на первый взгляд занимают очень незначительное место. Проще говоря, считается, что на развитых рынках люди книг не читают. Никогда не забуду исполненную неизбывного высокомерия фразу Джобса полуторагодовой давности, брошенную по поводу только появившегося в то время Amazon Reader: «Неважно, хорош или плох данный продукт. Факты говорят, что люди больше не читают. 40 процентов американцев читают менее одной книги в год.»

Ну что ж, Apple всегда в своем видении ориентировалась на потребности американского рынка, поэтому доводы об армии высококультурных читающих европейцев, русских и азиатов здесь не имеют силы. Означает ли это, что рынок электронных книг не будет «айтюнизирован» (имеется в виду не доминирование конкретной, в бок укушенной компании, а перенятие концепции), как это произошло с музыкой, видео и программами? Вовсе нет. Только займутся этим совсем другие компании, которые, кажется, не без трудностей, но постепенно находят ключ к рынку. А чтобы понять, как это будет происходить, надо осмотреть рынок и понять, так ли уж прав в своем презрительном пренебрежении Джобс.

Для начала замечу, что цифра в 40 процентов была взята этим мастером «зеркального маркетинга» практически с потолка. Реальный отчет, выполненный за полгода до знаменитого высказывания по заказу Associated Press, дает показатель в 27%. Вообще же нисходящий тренд характерен для рынка бумажных книг, которые маленькими шажочками движутся в сторону категории «элитных» товаров - вслед за виниловыми пластинками (ммм, обожаю!) и другими физическими носителями. Молодое поколение в развитых странах вообще не привыкло к физическим носителям - этот факт хорошо виден из сравнения читаемости бумажных и электронных версий газет по разным возрастным категориям (был по этому поводу любопытный отчёт агентства Comscore). Это, конечно, по словам исследователей из Британской Библиотеки, ведёт к более поверхностному, «диагональному» чтению, но факт остается фактом - ожидается, что в этом году рынок электронных книг в «нечитающих» США составит более 5 миллиардов долларов, а в Европе - еще 2,76. Ну а к 2010 году общемировой рынок, по ожиданиям Global Industry Analysts, вырастет до девяти с половиной миллиардов.

Этот читающий мир

На развитые рынки стремятся пробраться все классические «бумажные издательства» - Barnes&Noble, Penguin, Random House… Пока они запускают несовместимые друг с другом проекты, но это скоро изменится. А что же развивающиеся рынки? С этой точки зрения интересен Китай. Кажется, что в Китае пиратят всё, и большим издательствам делать там нечего. Это не так - даже если легальные продажи составят один-два процента от общего объёма, в абсолютном выражении это всё равно довольно приличный рынок сбыта. Пока что книжные мэйджоры только пробуют здесь воду. Одним из самых смелых оказался как раз Penguin Group, который первым запускает в мае пилотный проект по электронной дистрибуции англоязычных книг на китайском рынке.

Проект стартует в сотрудничестве с местным монополистом - Founder Apabi контролирует почти 80 процентов местного рынка e-books, предлагая читателям полмиллиона наименований на китайском. Безусловно, были опасения по поводу нелегального копирования, но экспертиза того же Founder Apabi свидетельствует - при правильном ценнике воруют очень мало, - попросту лень, да и нет смысла. Учитывая, что за прошлый год рынок подрос до 50 миллионов штук и 33 миллионов долларов (на 15 и 34 процента количественно и денежно, соответственно), игра стоит свеч - средний ценник хоть и повышается, но остается вполне доступным. 79 миллионов читателей (прошлогодние данные) без пищи для ума не останутся.

С российским рынком всё пока не столь радужно - он ещё маленький. Не так давно родственный нам портал опубликовал на эту тему достаточно интересную статью Григория Рудницкого. В ней директор «Озона» Бернар Люке сетовал, что доля электронных книг в их продажах составляет не более одного процента - впрочем, при ассортименте всего 3000 наименований это неудивительно. Зато директор нашего «е-книжного Газпрома» LitRes Алексей Кузьмин радостно потирает руки - полгода назад он продавал 1500 книг в день, а сейчас - 6000. Средняя цена 32 рубля за наименование кому-то может показаться высоковатой, но если сравнить с взрывным ростом цен на бумажные книги (недлинные вещи вроде романов Эрленда Лу по 200-300 рублей за штуку), получается вполне выгодно.

С самим рынком все более-менее понятно, но вот на чем будут читать книги? Думаю, что чтение с экрана десктопа и ноутбука как было развлечением для «избранных», так и останется. Два очевидных конкурента - специализированные электронные книги типа Kindle2, Sony Reader и тому подобных с одной стороны, и ведущие смартфонные платформы с другой стороны. На стороне первых - большой экран, длительное время автономной работы и меньшая нагрузка на глаза. Вторые не требуют дополнительных затрат, компактны и имеют постоянный доступ в Интренет через сотовую связь, а следовательно, мощный удар струи в голову, вызывающий желание тут же добыть какую-то книгу, скорее приведет к «спонтанной покупке».

Уникальна в этом смысле позиция Amazon, компании, которая яростно не разделяет мнение Стива Джобса и явно стремится не дать ему ни одного шанса опомниться. В активе компании - неплохой ридер Kindle 2, который, кстати, решил проблему постоянного доступа в Интернет - по крайней мере, для территории США. При этом компания не отказывается и от поддержки смартфонов - есть клиент для iPhone, планируется поддержка и других платформ. При этом обеспечение материалом более чем солидное - в наличии имеется около 300 тысяч наименований, ценник на которые умеренный - 10 долларов за горячие новинки, и доллара по 4-5 за остальное.

Amazon Kindle

На прошлой неделе компания произвела локальный переполох в среде любителей почитать с экрана iPhone, купив компанию Lexcycle, известную своим ридером Stanza. Основным опасением простых читателей нахаляву стало то, что Amazon совершил поглощение из нечистых намерений утопить конкурента и запретить людЯм закачивать бесплатные книжки с компьютера. Лично я в последнем сомневаюсь - собственный «чтец» Amazon Kindle 2 вполне допускает закачку в него «партизанских» файлов TXT, а также конвертацию PDF в родной формат AZW. Если же бесплатные возможности Stanza «выпилят», то я просто уверен - найдутся умельцы, которые реализуют все то же самое в новом программном продукте, да и Stanza - не единственный чтец для iPhone. А вот мысль взять контроль над конкурентом в покупке прослеживается со всей очевидностью - в Stanza был предусмотрен прямой доступ к каталогам с 50 тысячами платных и таким же количеством бесплатных книг.

Конечно, Amazon - не единственная компания, кто подумывает подмять читающую публику под себя - аналогичные планы имеют и Google. Правда, корпорация как всегда избрала не совсем обычную модель распространения, и кажется, на этом немного погорела. Компания создала поисковый модуль Google Book Search, через который книги можно искать, приобретать или даже брать в аренду. Причем владельцы могут действовать двумя способами: либо бесплатно включить свои книги в поисковый индекс, а потом ловить покупателей на переходе на собственный сайт, либо вступить в «Библиотеку» - картотеку, содержащую краткое описание книги. Кроме того, читатели могут заплатить некоторую фиксированную сумму, и получить полный доступ к каталогу отсканированных книг через браузер. Из сборов от таких поступлений Google собирается платить правообладателям.

Теоретически, всё вышеописаное делает Google полноценным конкурентом Amazon, но лично меня смущает три момента: во-первых, с мобильных устройств читать неудобно! Нормального ридера при этом пока не видно даже для родной ОС Android. Во-вторых, правообладатели при такой схеме не смогут спать спокойно - теоретически, создание плагина для браузера, делающего из онлайновой книги оффлайновую копию, вполне допустимо. И в-третьих, не далее как во вторник решением американского судьи Дэнни Чина срок вступления в силу договора Google с правообладателями (предполагалось, что это будет 5 мая) отложен на 4 месяца, потому что многие заинтересованные лица получили текст 334-страничного договора только недавно, и теперь яростно требуют дополнительного времени на ознакомление. За 4 месяца Amazon успеет написать клиент для Android, и у Google не будет ни одной причины не пустить его в Marketplace.

«Компьютерра–Онлайн»


4.54
11
Назад

Смотрите также похожие новости

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?
Ваше сообщение будет опубликовано только после проверки и разрешения администратора.
Ваше имя:
Комментарий:
ББ Редактор 6.2 Pro
Смайл - 01 Смайл - 02 Смайл - 03 Смайл - 04 Смайл - 05 Смайл - 06 Смайл - 07 Смайл - 08 Смайл - 09 Смайл - 10 Смайл - 11 Смайл - 12 Смайл - 13 Смайл - 14 Смайл - 15 Смайл - 16 Смайл - 17 Смайл - 18
АБВГДЕЁЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФ ХЦЧШЩЬЫЪЭЮЯ
ABVGDEJOZHZIJ KLMNOPRSTUF XCCHSHW'Y#JEJUJA
Секретный код:Для обновления секретного кода нажмите на картинку
Повторить:

А что не так?

Электронная литература - не мутант, электронная литература - натуральное явление современного образа жизни. (Владимир Филиппов)

Сайты PARROSLAB GROUP

Опросы

Чем для Вас являются стихи?

ГолосоватьДругие опросы

Реклама

ВНИМАНИЕ:

Условия использования материалов
Эти книги мы издавали для вас

Контакты

  • Poland
    ul. Lwowska 17/9A, 00-660 Warszawa
  • +48 728 992118 (Viber,WhatsUp,Telegram)

  • skype:parroslab.group
Медиа каталог
Обратная связь